03.04.10. Корректирующие слои

Корректирующие слои создаются над растровыми, векторными или артистическими слоями, а также над слоями заднего плана. Корректирующие слои можно отключать и снова включать так же, как и любые другие слои.

Во всех диалоговых окнах, которые открываются после выполнения команд по созданию корректирующих слоев, мы будем изучать только вкладку Adjustment (Настройка), так как остальные вкладки полностью похожи на те, что мы изучали при создании слоев разных типов и масок.

3.4.10.1. Brightness/Contrast (Яркость/Контрастность)

Команда Layers → New Adjustment Layer Brightness/Contrast (Слои → Создать слой настройки → Яркость/контрастность) является одним из вариантов тоновой коррекции изображения (Рис. 194).

Настройка яркости и контрастности Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 194. Настройка яркости и контрастности

В счетчике Brightness(Яркость) определяется яркость изображения в диапазоне от –255 до +255. Положительные значения осветляют изображение; отрицательные значения затемняют изображение. Нулевое значение не оказывает никакого изменения.

С увеличением яркости изображения происходит сдвиг тонового диапазона в сторону светов, т. е. осуществляется отсечение черного цвета и темных тонов. Место черного цвета занимает один из темно-серых оттенков. С уменьшением яркости происходит сдвиг тонового диапазона в сторону теней, т. е. осуществляется отсечение белого цвета и светлых тонов. Место белого цвета занимает один из светло-серых оттенков.

В счетчике Contrast (Контрастность) определяется контрастность изображения в диапазоне от –100 до +100. Положительные значения увеличивают контрастность; отрицательные значения уменьшают контрастность. Нулевое значение не оказывает никакого изменения.

С увеличением контрастности происходит сдвиг тонового диапазона к черному и белому цветам. При этом количество белого и черного тонов увеличивается, изображение становится контрастнее. С уменьшением контрастности происходит отсечение теней и светов, количество белого и черного тонов уменьшается, изображение становится менее контрастным.

Таким образом, значения яркости и контрастности являются зависимыми друг от друга параметрами. Изменение яркости ведет к уменьшению контрастности, а увеличение контрастности способствует изменению яркости.

Например, когда мы готовим свои учебники к бумажной публикации, то иллюстрации готовятся в оттенках серого: все иллюстрации, особенно пиктограммы (рисунки кнопок, иконки указателя мыши) всегда приходится обрабатывать, изменяя яркость и контрастность. Не было еще ни одного случая, когда изменив один параметр, не приходилось бы подгонять к нему и другой параметр.

3.4.10.2. Channel Mixer (Смешивание каналов)

Команда Channel Mixer (Смешивание каналов) позволяет изменить изображение цветового канала путем смешивания текущих цветовых каналов (Рис. 195).

 Настройка параметров смешивания каналов Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 195. Настройка параметров смешивания каналов

В списке Output Channel (Канал вывода) представлены названия цветовых каналов активного изображения, выбор одного из которых определяет базовый канал.

На панели Source Channels (Исходные каналы) расположены ползунки для каждого цветового канала, перемещение ползунка влево уменьшает влияние соответствующего канала в активном изображении, а при перемещении вправо увеличивает это влияние. Допустимый диапазон изменения составляет от –200% до +200%. При отрицательном значении изображение инвертируется.

Ползунок Constant (Постоянный) добавляет в канал определенное значение непрозрачности: отрицательные значения представляют собой черный канал, а положительные — белый канал.

Установка флажка в индикаторе Monochrome (Монохромный) обеспечивает равные значения яркости во всех каналах, что создает изображение в градациях серого цвета.

3.4.10.3. Color Balance (Баланс цветов)

Команда Color Balance (Баланс цветов) позволяет изменить цветовой баланс во всем изображении (Рис. 196).

 Настройка цветового баланса Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 196. Настройка цветового баланса

Три поля Color Levels (Уровни цветов) и три ползунка позволяют изменять цвета, названия которых указаны на этих трех шкалах. Для добавления цвета ползунок необходимо переместить в сторону этого цвета, а для убавления — в противоположную сторону. После перемещения ползунков в полях Color Levels (Уровни) выводятся величины изменения цвета для красного, зеленого и синего каналов в диапазоне от –100 до +100 каждый. Эти же значения можно задавать и вручную, после чего бегунок сам выставится в указанную позицию.

Чтобы усилить какой-либо цвет, необходимо ослабить дополняющий его цвет. Поэтому усиление одного цвета неизбежно ведет к ослаблению другого.

Содержание одного из указанных цветов можно изменить не только напрямую за счет увеличения яркости этого цвета, но и за счет влияния на другие цвета. Например, чтобы усилить Пурпурный цвет, нужно усилить Красный и Синий цвета, т. е. те цвета, которые лежат на других противоположных шкалах. И, наоборот, для усиления одного из цветов можно ослабить цвета, лежащие на этой же стороне шкалы. Например, для усиления Синего цвета, нужно ослабить Красный и Зеленый цвета.

Цветовой баланс устанавливается раздельно с помощью переключателей для Highlights (Блики), Midtones (Промежуточные тона) и Shadows (Тени).

Флажок в индикаторе Preserve luminance (Сохранять светлые области) устанавливается для препятствования изменению диапазона яркостей при корректировании цветового баланса, что позволяет сохранить исходный тоновый диапазон изображения.

3.4.10.4. Curves (Кривые)

Безусловно, это один из самых популярных способов осветлить или затемнить изображение, особенно перед печатью. Популярное — потому что самое простое и наглядное.

Команда Curves (Кривые) предназначена для настройки тонового диапазона изображения (Рис. 197).

 Осветление или затемнение изображения Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 197. Осветление или затемнение изображения

Для изображения, имеющего несколько цветовых каналов, можно выбрать любой из этих каналов или набор каналов для осуществления тоновой коррекции по отдельным каналам или наборам каналов. Для этого в списке Channel (Канал) выбирается одно из значений:

RGB — позволяет редактировать красные, зеленые и синие каналы вместе;

Red (Красный) — позволяет редактировать красный канал;

Green (Зеленый) — позволяет редактировать зеленый канал;

Blue (Синий) — позволяет редактировать синий канал.

Диалоговое окно Curves (Кривые) представляет собой график, в котором ось X отображает входные значения, а ось Y отображает выходные значения яркости пикселей. Линия на графике отражает линейную зависимость между входными и выходными значениями, где каждому входному значению яркости пикселя соответствует равное ему выходное значение.

По умолчанию на графике по оси X отображается диапазон яркостей цветовой модели RGB от 0 до 255 так, что слева располагаются темные тона и черный цвет (0), а справа — светлые тона и белый цвет (255).

Форму кривой можно изменить с помощью указателя мыши. Для этого нужно ухватиться за выбранный фрагмент на кривой и потянуть в нужную сторону. Форма кривой может быть изменена произвольным образом.

По умолчанию на кривой (точнее на прямой) находятся всего две точки перегиба — в начале и в конце кривой. Чем больше будет точек перегиба кривой, тем больше можно изогнуть кривую. Для создания новой точки перегиба нужно навести указатель мыши на кривую. После щелчка мыши на этой кривой точка перегиба на кривой будет создана. В нижней части окна находятся 3 пипетки (тени, средние и светлые тона). С помощью пипеток можно взять образец цвета из левого окна. Результат пересчитывается и выводится в правом окне.

3.4.10.5. Hue/Saturation/Lightness (Оттенок/насыщенность/осветление)

Команда Hue/Saturation/Lightness (Оттенок/насыщенность/осветление) предназначена для настройки цветового тона, насыщенности и яркости изображения. Эта команда позволяет также тонировать изображения, используя новые цветовые тона и значения насыщенности и не меняя при этом основную информацию о яркости исходного изображения (Рис. 198).

 Настройка параметров оттенка, насыщенности и осветления Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 198. Настройка параметров оттенка, насыщенности и осветления

В списке Edit (Изменить) предлагается выбор из семи вариантов цветовых диапазонов в порядке цветового круга: Reds (Красные), Yellows (Желтые), Greens (Зеленые), Cyans (Голубые), Blues (Синие), Magentas (Пурпурные) и Master (Шаблон). Если Master (Шаблон) позволяет корректировать цветовой тон, насыщенность и яркость всего изображения, то остальные варианты могут изменять только ограниченный набор цветовых оттенков на изображении, не влияя на другие цвета на этом изображении.

Ниже списка Edit (Изменить) находятся три шкалы: Hue (Оттенок), Saturation (Насыщенность) и Lightness (Осветление).

Шкала Hue (Оттенок) предназначена для выбора нужного цвета с помощью бегунка. Ввод значений в цифровое поле этого параметра измеряется в градусах цветового круга от –180 до +180. При нулевом положении отображается текущий цвет, от которого происходит отсчет, положительные значения обозначают вращение по цветовому кругу по часовой стрелке, а отрицательные значения обозначают вращение против часовой стрелки. Положительная величина указывается по часовой стрелке вращения, а отрицательная величина указывается против часовой стрелки вращения. Например, когда величина Hue равна –180, то синий цвет становится желтым цветом, а зеленый цвет превращается в пурпурный или фуксин, то есть цвета инвертируются.

Шкала Saturation (Насыщенность) предназначена для увеличения насыщенности изображения. При перемещении бегунка вправо от нулевой точки происходит увеличение насыщенности, а при перемещении бегунка влево происходит уменьшение значения насыщенности. Перемещение бегунка происходит в диапазоне изменения от 0 до +100.

Шкала Lightness (Осветление) предназначена для увеличения яркости изображения, если перемещать бегунок вправо от нулевой точки, или для ее уменьшения, если перемещать бегунок влево в диапазоне изменения — от –100 (чистый черный цвет) до +100 (чистый белый цвет).

Флажок в индикаторе Colorize (Окрашивание) используется для монохромного тонирования изображения. При установке флажка цвет устанавливается в нулевое значение на цветовом круге, т. е. выбирается красный цвет. Внешне Ваше изображение будет выглядеть в серых тонах, но если Вы установите ползунок Saturation (Насыщенность) в 100, то изображение будет чисто красного цвета. Изменяя значения ползунка Hue (Оттенок) Вы можете выбрать цвет в так называемом режиме Duotone (Двухцветный).

При выборе в списке Edit (Изменить) любого цветового варианта, кроме варианта Master (Шаблон), среднее кольцо превращается в сектор, который охватывает цветовые оттенки выбранного цвета. На поверхности сектора находятся три ограничителя. Круглый ограничитель позволяет вращать сектор вокруг цветового кольца. Внешние ограничители позволяют изменять зону цветового охвата сектора.

Цветовые кольца в диалоговом окне представляют цвета в изображении. Внешнее кольцо представляет исходные значения величины, а внутреннее кольцо представляет скорректированные величины. Если Вы решаете редактировать специфический цветовой диапазон, то добавляется управляющее кольцо между внутренним и внешним кольцами, в которых Вы можете изменить цветной диапазон, который Вы регулируете.

3.4.10.6. Invert (Инвертировать)

В открывшемся диалоговом окне Invert (Инвертировать) нет настраиваемых параметров на вкладке Adjustment (Настройка). Назначение этого корректировочного слоя — инвертировать цвета на изображении. Инверсия — значит наоборот. Цвета выбираются с противоположной стороны цветового круга. Например, белое становится черным, желтое — синим.

3.4.10.7. Levels (Уровни)

Команда Levels (Уровни) предназначена для ручной настройки тонового диапазона (Рис. 199). Она может применяться ко всему изображению, к выделенной области или к отдельному цветовому каналу.

Для усиления контраста предназначена шкала, расположенная под гистограммой. На шкале находятся три движка — черный, серый и белый. Черный движок задает граничное значение теней, серый движок определяет средние тона, а белый устанавливает светлые тона. Выбранные значения дублируются под гистограммой в числовых полях. В этих полях можно вручную вводить новые значения, которые автоматически отражаются на положении движков на полосах. Для уменьшения контраста необходимо использовать шкалу с тремя ползунками, которая расположена в нижней части диалогового окна Levels (Уровни). Эти параметры используются для изменения контрастности изображения за счет затемнения самых темных цветов и осветления самых светлых.

 Настройка уровней в изображении Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 199. Настройка уровней в изображении

Чтобы окрасить пиксели изображения в черный цвет, соответствующий самому темному значению, необходимо ввести в первое поле любое число от 0 до 255 или перетащить черный ползунок. Например, если увеличить это значение до 70, то все цвета со значением яркости 70 или ниже на исходном изображении преобразуются в черный цвет, при этом изображение затемняется.

Чтобы окрасить пиксели, расположенные на противоположном конце шкалы яркости, в белый цвет, нужно ввести число от 0 до 255 в последнее поле или перетащить белый бегунок. Если в качестве этого значения использовать 240, то все цвета, значения яркости которых не ниже 240, станут белыми, а само изображение — более светлым.

Среднее поле и соответствующий серый бегунок представляют величину параметра гаммы, т. е. уровня яркости нейтрального серого цвета на изображении. Значение гаммы может изменяться в диапазоне от 7,99 до 0, при этом 1,0 соответствует нейтральному серому цвету. Любое значение гаммы, отличное от 1,0, приводит к снижению контрастности изображения за счет осветления или затемнения серых цветов без изменения светов и теней. Для увеличения значения гаммы нужно или перетащить серый ползунок влево для осветления серых оттенков или задать его в среднем поле. Перетаскивание серого бегунка влево затемняет серые оттенки цвета.

3.4.10.8. Posterize (Постеризация)

Команда Posterize (Постеризовать) позволяет преобразовать изображение с целью уменьшения числа уровней (Рис. 200). (В русском имени команды ошибка: «пастеризация» это нагревание.) Слово «Постеризовать» имеет в основе английское слово «Poster», что значит плакат. Число цветов в традиционном плакате очень ограничено, что позволяет снизить себестоимость изготовления плаката массовым тиражом. В диалоговом окне Posterize (Постеризовать) оно задается в поле Level (Уровень), и может составлять от 2 до 255. Это единственный параметр в данном диалоговом окне.

Выбор числа уровней цветов на изображении Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н. 

Рис. 200. Выбор числа уровней цветов на изображении

3.4.10.9. Threshold (Порог)

Команда Threshold (Порог) превращает цветное изображение или изображение в градациях серого цвета в черно-белое изображение (Рис. 201). Иногда термин Threshold переводят как Изогелия.

 Определение порога Corel PaintShop Pro X4 автор Шитов В.Н.

Рис. 201. Определение порога

В процессе преобразования значения в счетчике Threshold (Порог) можно определить пороговый уровень яркости, светлее которого пиксели получают белый цвет, а темнее — черный. Значения порога меняются в диапазоне от 1 до 255. Значение 0 определяет белый цвет, а значение 255 определяет черный цвет.

Авторские права

Материалы с этого сайта разрешается использовать в личных некоммерческих целей. Запрещается размещать материалы на других сайтах без разрешения правообладателя.